Занимательная

педагогика

Первый раз – в пятый класс

Меры, способствующие адаптации детей к средней школе.


Переход из младшей школы в среднюю – интересный и сложный период из жизни школьника. То, что принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом будет зависеть от учителей средней школы, в первую очередь, от классного руководителя.
Несложные рекомендации по содействию учащимся в период их адаптации к средней школе могут пригодиться каждому учителю.


Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми

1. Дети не знают имен учителей ― на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.

2. Дети не знают по именам новых учеников ― на первой неделе классному руководителю стоит познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.

3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.

4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.


Меры, способствующие организации работы в классе

1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними или обучиться им).

2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.

3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.

4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.


Меры, способствующие снижению тревожности у детей

1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

2. Классному руководителю следует составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.

3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
  • здороваться стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука ― сигнал о вопросе или ответе;
  • постараться исключить опоздания и т.п.;
б) организация учебного процесса:
  • наличие необходимых учебных пособий;
  • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
в) отношения между детьми, между учителем и ребенком:
  • проявлять уважение друг к другу;
  • стараться услышать и понять друг друга;
  • оказывать посильную помощь друг другу;
  • помогать заболевшим ученикам и т.п.

5. Можно провести с детьми беседу о пользе дневника, о требованиях к ведению дневника.

6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождения одноклассников, именах и отчествах их родителей.

7. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и др., снимающие основные проблемы общения детей внутри класса).

8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

Е.Г.Коблик «Первый раз – в пятый класс». М. 2003.

Стоит задуматься?

Комментарии   

0 #2 admin 15.09.2009 15:53
Уточните, пожалуйста, вопрос. Вам нужна разработка классного часа или что-то другое? И какого рода страхи надо описать?
0 #1 Финат 15.09.2009 15:46
Мне нужна лекция для 5-х классов "Чего я боюсь". Это совсем не то... :cry:

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100